Статья 18216

Название статьи

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» – «КОМПЕТЕНЦИЯ» – «ЭРУДИЦИЯ»

Авторы

Боликова Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), bolikova@bk.ru
Жалдыбина Анастасия Николаевна, студентка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); учитель иностранных языков МБОУ СОШ № 19 г. Пензы (Россия, г. Пенза, ул. Ягодная, 11), nas.balandina2010@yandex.ru
Таньков Николай Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германской филологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), tankovnn@gmail.com

Индекс УДК

37.011

DOI

10.21685/2072-3024-2016-2-18

Аннотация

Актуальность цели. Отсутствие однозначности в формулировках понятий «компетентность» и «компетенция» может привести к ошибкам в постановке целей обучения иностранному языку. Данная проблема, на наш взгляд, может быть решена путем соотнесения смысла вышеупомянутых понятий с понятием «эрудиция». Цель исследования – раскрыть характер связи между понятиями «компетентность», «компетенция», «эрудиция», дать определение понятию «социокультурная эрудиция».
Материалы и методы. Исследовательские задачи были решены путем изучения педагогической, научно-методической литературы, а также словарных статей.
Результаты. Определен и представлен графически характер связи эрудиции, компетентности и компетенции. Раскрыто понятие «социокультурная эрудиция».
Выводы. Компетентность представляет собой комплексное понятие, вклю-чающее в свой состав несколько элементов, а именно эрудицию и компетен-цию. Эрудиция (когнитивно-мотивационный компонент) – это такая составляющая компетентности, которая указывает на информированность и кругозор человека в определенной сфере. Компетенция (деятельностный компонент) же позволяет решать круг определенных вопросов. Оба элемента компетентности взаимовлияют друг на друга. Социокультурная эрудиция – это осведомленность индивида в вопросах культуры, а также общественных отношений в стране изучаемого языка.

Ключевые слова

компетентность, компетенция, социокультурная эрудиция школьников.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – 3-е изд., доп. – М. : Русский язык, 2005. – 1210 с.
2. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР ; Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгенье-вой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Русский язык, 1981–1984. – Т. 4. С-Я, 1984. – 794 с.
3. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Совет-ская энциклопедия : ОГИЗ : Государственное издательство иностранных и нацио-нальных словарей, 1935–1940. – 1562 с.
4. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абра-мова. – М. : Русские словари, 1999. – 638 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологиче-ских выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
7. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образова-тельных стандартов / А. В. Хуторской. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
8. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М. : Мир книги, 2001. – 104 с.
9. Ионова, А. И. Этика и культура государственного управления : учеб. пособие / А. И. Ионова. – 2-е изд. – М. : Изд-во РАГС, 2005. – 176 с.
10. Пушкова, М. П. Педагогические основы развития социокультурной компе-тенции будущего учителя : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Пушкова М. П. – Иркутск, 2001. – 185 с.
11. Кузнецова, В. С. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей вузов в процессе обучения иностранному языку : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Кузнецова В. С. – Пенза, 2008. – 179 с.
12. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектиро-вании стандартов высшего профессионального образования : материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия / Ю. Г. Татур. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 18 с.
13. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского госу-дарственного университета. – 2011. – № 9. – С. 141–148.
14. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностран-ным языкам / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5–7.
15. Лукьянова, Л. А. Формирование функционально-содержательной основы социокультурной компетенции учащихся 10–11 классов общеобразовательной школы (на материале английского языка) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Лу-кьянова Л. А. – СПб., 2014. – 186 с.
16. Флиер, А. Я. Культурная компетентность личности: между проблемами обра-зования и национальной политики / А. Я. Флиер // Общественные науки и совре-менность. – 2000. – № 2. – С. 151–165.
17. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к мно-гоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике / В. В. Сафонова. – М. : Еврошкола, 2004. – С. 236.

 

Дата создания: 10.08.2016 13:39
Дата обновления: 23.09.2016 11:16